Что надо знать для применения ЭП

Самый обычный вопрос, который задаётся человеком, впервые столкнувшимся с необходимостью использования цифровой подписи, звучит примерно так: «А зачем мне вообще электронная цифровая подпись? И нужна ли?»

Электронная цифровая подпись может использоваться в нескольких ипостасях. Закон «Об ЭП» определяет условия применения ЭП как ответственной подписи в документе, аналога собственноручной подписи и печати. Подобным образом ЭП используется в системах электронного документооборота различного назначения (организационно-распорядительного, кадрового, законотворческого, торгово-промышленного и прочего).

Однако область применения ЭП не ограничивается приведенными областями. Сама по себе, электронная цифровая подпись – великолепный механизм обеспечения целостности и подтверждения авторства и актуальности любых данных, представленных в электронном виде.

Электронная подпись поможет проверить целостность электронного письма (e-Mail) и убедиться в надёжности отправителя. Однозначно определит автора статьи, опубликованной в Интернете, и укажет дату публикации. Позволит написать собственное мнение о прочитанном документе в Microsoft Word и прикрепить его в виде «стикера» к файлу, не «испортив» сам файл своими пометками, при этом надёжно привязав такой «стикер» к текущему содержимому документа (при изменении текста документа «стикер» сразу обнаружит, что документ изменялся). Оставит «визитную карточку» о действиях, совершённых в электронном мире, подтвердит полномочия и т.п.

И когда человек утвердительно отвечает на вопрос, нужна ли ему электронная цифровая подпись, встаёт следующий вопрос – «Что нужно сделать, чтобы всё это начало работать у меня?». На этот вопрос одной фразой ответить не возможно – нужно выполнить ряд условий, как технических, так и организационных.

Сначала об ЭП самой по себе – что она собой представляет, какие бывают ЭП, что нужно для её создания и проверки.